В поисках истины

Преподобный Иосиф Волоцкий занимает особое место в ряду богословов Древней Руси. Главное сочинение его – «Просветитель», –  едва ли не первое фундаментальное богословское сочинение, настоящая богословская энциклопедия своего времени. Но вот было ли на самом деле в это время (конец XV– начало XVI в.) деление на «нестяжателей» и «иосифлян»?

На основании исторических документов доказывается, что оно возникло позже и искусственно. Иосифов монастырь активно служил миру: в монастыре существовали особые покои для нищих, больница. Сам Иосиф Волоцкий ухаживал за больными и учил этому братию.

В главе «Система монастырского нестяжания в сочинениях Нила Сорского» рассказывается, что, по его мнению, монаху нельзя пользоваться даровым чужим трудом. Монаху и монастырю можно иметь только нужную потребу, но не излишнюю. Нил уделял внимание скитскому нестяжанию, чему и посвящено его «Предание» – монастырь не должен был превратиться в феодала-вотчинника. В приложении даны денежные единицы Древней Руси и «Организация хозяйственной жизни скита».

Алекс Громов

Книжное обозрение № 26(2324) от 26 декабря 2011 – 9 января 2012 г. 



 

ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Фонд Святого Василия Великого
Вы 2271 / 74 / 13 посетитель